Балинтовские группы: что это такое, и почему в них нужно участвовать?

Одна из форм работы с участниками проекта – балинтовские группы. И на них организаторы остановились не случайно. Именно работа в таких группах побуждают сотрудников размышлять о специфике взаимодействия с пациентами, улучшает навыки «внимательного» слушания пациентов и коллег, углубляет осознание смыслов, скрытых за словами, жестами и невербальными сигналами пациентов. Один из ожидаемых результатов такой работы – снижение симптомов эмоционального выгорания среди сотрудников.

Денис Севрюгин Практикующий медицинский психолог. Член Ассоциации, член СКПА, член Русскоязычной группы международного общества психологических и социальных подходов к психотерапии психозов (ISPS), член Совета АНО «ПроПси»

Что это такое?
Балинтовские группы ― особая групповая психологическая техника, предложенная Микаэлем Балинтом в 1949 году, которая помогает участникам поделиться своими эмоциями в безопасной среде.
Занятия длятся от 1 до 1,5 часов в зависимости от количества участников группы (от 6 до 12 человек). Работа в онлайн-формате предполагает участие 6–8 человек. На каждом групповом занятии разбирается эмоционально значимый, сложный случай из практики одного из участников группы. Участник рассказывает о случае, который с ним произошел, после этого остальные делятся возникшими от услышанного переживаниями. Затем обсуждаются различные возможности реагирования и переживания ситуации в контексте субъективного опыта участников. В завершении докладчик дает обратную связь. Задача ведущего балинтовской группы  ― создать безопасное пространство для обмена опытом участниками и помочь в понимании скрытых смыслов анализируемой ситуации.

Какой результат ожидает участников?
Опыт совместного переживания чувств и эмоционального резонанса позволяет участникам группы лучше понимать и себя, и пациента.
Балинтовские группы позволяют увидеть то, на какие неосознанные механизмы отреагирует пациент в коллективе в больнице, как особенности личности пациента могут воздействовать на коллектив, создавая порой противоположное отношение у сотрудников к одному и тому же человеку. А также, что значит эмоциональный отклик специалиста на пациента, и как этот отклик влияет на коммуникацию.
Опыт работы в балинтовских группах дает возможность специалистам увидеть эти модели взаимодействия, соотнести их с жизненной историей и травматическим опытом пациента и минимизировать конфликтные отношения с пациентами и с коллегами.

Преимущества балинтовских групп
Балинтовские группы способствуют:
– развитию рефлексии сотрудников;
– лучшему осознанию процесса коммуникации;
– способности критически оценивать и управлять своими действиями в процессе оказания помощи, сокращая последствия негативных эмоциональных переживаний.
Балинтовские группы побуждают участников размышлять о специфике взаимодействия с пациентами, улучшают навыки «внимательного» слушания пациентов и коллег, углубляют осознание смыслов, скрытых за словами, жестами и невербальными сигналами пациентов.
Участники балинтовских групп демонстрируют менее догматичный подход к лечению пациентов, овладевают навыками распределения своего времени, более уверенно строят стратегии того, как справляться со сложными ситуациями. Опыт, полученный на тренинге, помогает снизить излишнюю реакцию на стресс и избежать эмоционального выгорания.